1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

«World Politics Review»: Сланцевый газ может предоставить Армении определенную геополитическую свободу

Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики и природных ресурсов Армении и зарегистрированной на острове Мэн компанией «International Minerals Mines Ltd.» прокладывает путь для разведки запасов сланцев в Армении. Если начнется их крупная коммерческая переработка, сланцевый газ может предоставить не имеющей выхода к морю Армении стране определенную меру энергетической независимости, а с ней и новую геополитическую свободу.

Согласно предыдущим оценкам, запасы углеводородов в Армении малы. Геологическая служба США, которая в июньском меморандуме определяется как технический партнер в совместной программе, оценила их в объеме 44 млн. тонн пластовой сланцевой смолы (искусственная нефть) в регионе Арамус по итогам исследования 1994 г. Однако армянское правительство подняло цифру в отчете 2005 г., зарегистрировав 17–18 млн. тонн запасов горючих сланцев в Иджеване, Шамуте и Джерманисе и 128 млн. тонн в Дилижане.

Армения сильно зависит от импорта энергетических ресурсов из России. Большая часть природного газа приходит в Армению по трубопроводу «Газпрома» через территорию Грузии с севера. Россия контролирует почти 80% энергетической системы Армении.

Положение Армении еще более усложняется отсутствием выхода к морю, зажатостью между историческим противником, Турцией, на западе и главным врагом, Азербайджаном, на востоке. Россия, которая в 1990-х гг. поддерживала Армению во время ее войны с Азербайджаном из-за спорной территории Нагорного Карабаха, географически отделена от Армении ярой антикремлевской Грузией. Такое сочетание географии и обстоятельств оставляет Армению относительно изолированной, с минимальными пространством для маневрирования.

Хотя Армения стремится подражать казахстанской модели союза с Москвой, продолжая сотрудничать с Западом, зависимость Еревана от России, которая также оказывает экономическую и военную помощь, значительна и оперативно существенна. Даже когда альянс Ереван – Москва испытывается спорными вопросами, например продажей российского оружия Азербайджану, Армения имеет мало альтернатив.

Изоляция Армении и почти полная зависимость от России делает рост энергетической независимости достойной целью для политиков в Ереване. Попытки диверсифицировать импорт привели к некоторым успехам: Иран снабжает Армению природным газом по трубопроводу, завершенному в 2008 г. Тем не менее, звучали обвинения, что Россия использует свое политическое влияние и господствующее положение в армянском энергетическом секторе для пресечения и минимизации энергетической диверсификации через Иран – единственную локальную альтернативу для Армении. Но даже если Еревану удалось бы позволить Ирану взять на себя более активную роль на армянском энергетическом рынке, дипломатически изолированный и нестабильный Тегеран остался бы далеко не идеальным союзником.

С другой стороны, разведка сланцев предоставляет Еревану возможность для дальнейшего развития независимого энергического потенциала, который одновременно уменьшит ее зависимость от иностранной энергии и ограничит ее связи с реваншистской региональной державой. США, благодаря давним интересам на Южном Кавказе и значительной армянской диаспоре, уже давно склоняются к идее экономического развития Армении и ее постепенного вступления в евроатлантическую систему. Поддерживая разработку сланцев, Вашингтон продвигает обе эти цели.

С ростом благосостояния и снижением иностранной зависимости, Ереван должен быть в состоянии выработать более независимую внешнюю политику. Такой поворот событий мог бы в значительной мере встряхнуть региональную динамику, чтобы продвинуть переговоры о нормализации отношений с Турцией, снизить напряженность вокруг Нагорного Карабаха и стимулировать внутренние реформы. Хотя энергетические богатства исторически давали мало гарантий, повышение энергетической независимости может поставить Армению в лучшее положение при выборе друзей и партнеров на основании более широких достоинств, а не только на их способности обеспечивать основное экономическое выживание страны.