Материалы

Окрасочные составы (краски)

Различные составы (или колеры), которые используются для окрашивания поверхностей, готовят по разным рецептам, строго соблюдая последовательность операций. Все материалы, входящие в состав колера, предварительно должны просеиваться через сито. Готовый колер тоже процеживают через частое сито, в результате чего он становится более однородным по составу.

Для того чтобы получить окрасочный состав нужного цвета, в него добавляют пигменты, но не сухие, так как они не всегда хорошо перемешиваются, и оставшиеся мелкие крупинки растираются под кистью, оставляя на окрашиваемой поверхности полосы. Поэтому пигменты предварительно разводят водой до сметанообразной консистенции, тщательно перемешивают, процеживают через мелкое сито и лишь потом вливают в приготовленный колер.

Чтобы краска не пачкала руки и одежду, в нее при частом перемешивании вливают процеженный клеевой раствор. Перед этим нужно проверить цвет краски, для чего красят кусочек белой бумаги или стекла и сушат. Если необходимо, добавляют цветную пасту или раствор мела.

В быту для окрашивания используют известковые, клеевые (меловые), цементные, водно-дисперсионные, масляные, эмалевые и другие составы.

Известковые краски дают долговечные непачкающие покрытия и применяются для окраски оштукатуренных поверхностей — внутренних и наружных, кирпичных, бетонных, фасадов домов, стволов плодовых деревьев, подвалов, кухонь и других помещений с повышенной влажностью и т.д.

Связующим средством в известковых красках является известь. Ее используют в виде теста, которое готовят так: известь-кипелку (комовую известь) или известь-пушонку (известь в порошке) заливают водой (гасят) из расчета 3—4 л воды на 1 кг извести-кипелки или 2 л воды на 1 кг извести-пушонки . В течение 20— 30 мин раствор должен постоять. Гашеную известь процеживают через сито и разбавляют водой до нужной консистенции. В результате получается состав белого цвета — известковое молоко. Его нужно выдержать определенное время для полного гашения извести. После испарения части воды известь превращается в известковое тесто. Для получения известковых красок его нужно выдержать не менее месяца.

Гашеная известь является не только связующим веществом, но и белым пигментом. Для получения красок других цветов добавляют, как уже указывалось, цветные пигменты. При этом следует знать, что известь обладает сильными, подобными щелочным, основными свойствами и может смешиваться только со щело-честойкими пигментами, такими, как сажа, жженая кость, охра, умбра, сиена, сурик, мумиё и т.д.

Краска на известковом тесте с поваренной солью. Состав: 3 кг известкового теста, 100 г соли поваренной, 400 г (в среднем) цветного пигмента.

Приготовление. Известковое тесто разводят в 5— б л воды, добавляют туда поваренную соль, растворенную в 0,5 л воды, и все перемешивают. Добавив воду до 10 л, получают белый колер.

Для того чтобы получить цветной колер, в белый состав добавляют замоченный в воде цветной пигмент и старательно перемешивают.

Краска на извести -к ипел ке с поваренной солью. Состав: 1,5 кг извести-кипелки , 100 г поваренной соли, около 400 г пигмента по цвету.

Приготовление. В отдельной посуде в пол-литра воды растворяют соль. Гасят известь, во время гашения вливают раствор соли и перемешивают. Потом процеживают через частое сито, добавляют водой до рабочей густоты и получают белый колер (краску белого цвета). Цветной колер получают, добавляя замоченный пигмент и тщательно перемешивая его.

Краска на извести-кипелке с олифой. Состав: 1,5 кг извести-кипелки , 50—100 г олифы, около 400 г пигмента по цвету.

Приготовление: в известь-кипелку во время ее гашения вливают олифу, все хорошо перемешивают, процеживают, добавляют воду до рабочей густоты и получают белый колер. Добавив замоченный цветной пигмент, получают цветную краску.

Теперь о некоторых деталях технологического характера. Известковые краски имеют тот недостаток, что они бывают лишь светлых тонов, поскольку в них можно добавлять не все пигменты.

Так как весьма непросто приготовить краску желаемого цвета, то разумно разводить его сразу с избытком. В рецептах даются средние количества пигмента и воды. Реальные величины зависят от интенсивности пигмента и жирности извести.

Густоту известковых красок определяют по окрашиванию выструганной палки. Если краска неплотно покрывает поверхность палки, а кое-где остаются просветы, то в нее нужно добавить мел или меловую пасту, а при чрезмерной густоте — воду.

Читать так же:
Натуральные и искусственные материалы в кухонном пространстве

Красить известковыми красками лучше всего в пасмурный безветренный день, в жару же с этими составами лучше не работать. То же можно сказать и о дожде и морозе — в такое время также не следует пользоваться известковыми красками.

Избыток пигментов делает красочное покрытие непрочным. Грунтование желательно проводить кистями: сначала кисть ведут в горизонтальном направлении, при окрашивании — в вертикальном.

Нормы расхода материалов на Ю м 2 поверхности для проведения одной грунтовки по штукатурке: на 3 л воды — 450 г негашеной извести, 55 г хозяйственного мыла, 45 г олифы.

Чтобы окрасить 10 м 2 поверхности, нужно:

Готового о грунтовочного состава на 1 м 2 поверхности расходуется: по штукатурке и дереву — 0,3 л; по кирпичной кладке — 0,45 л.

Известковой краски идет на одно покрытие; по штукатурке и дереву — 0,4 л; по кирпичу — 0,57 л.

Клеевые краски. Клеевые (меловые) составы также готовятся непосредственно перед окраской. Применяются они только для внутренней отделки помещений — оштукатуренных или облицованных сухой штукатуркой поверхностей. Клеевые краски дают не-пачкающиеся покрытия, но они подвержены воздействию влаги и погодных факторов, а также хрупки.

Клеевые краски (колеры) бывают белые, состоящие из одного мела, и цветные, в состав которых входят, кроме того, один или несколько пигментов.

Белый окрасочный состав, используемый для побелки помещения, готовят следующим образом.

Состав: мел молотый просеянный — 1 кг, пигмент ультрамарин — 30—35 г, клей столярный плиточный — 60—80 г, вода — до получения рабочей консистенции (около 3 л).

Приготовление: в воде отдельно замачивают сухие пигменты и мел, доводя их до сметанообразного состояния. Размешав раствор пигментов, его просеивают через частое сито и добавляют небольшими порциями до получения ожидаемого цвета. Если пигментов несколько, каждый из них замачивается в воде отдельно и вливается в мел мелкими порциями. Густота краски считается подходящей, если она полностью покроет опущенную в нее обструганную палку и будет стекать с нее ровной струей. Если же на палке образуются просветы, в краску следует добавить мел и пигменты.

Клеевую краску наносят теплой — тогда она лучше сходит с кисти. Второй слой наносят при более низкой температуре.

В таблице 16 приведен примерный расход материалов на 10 м 2 поверхности при окрашивании клеевыми красками.

В качестве белого пигмента применяют отмученный мел. В белые краски добавляют пигмент ультрамарин, чтобы удалить желтый оттенок природного мела.

Чтобы краска не пачкала руки, одежду и т.д. (не отмеливалась ), в нее при тщательном перемешивании вливают клеевой раствор (заклеивают). Делают это маленькими порциями, тщательно проверяя заклейку: на стекло или жесть наносят хорошо перемешанный колер и дают ему подсохнуть. Если краска будет отмеливаться , клей надо добавить. Такая краска называется недоклеенной . При избытке клея краска не отмеливается , но поверхностная пленка ее может растрескаться. Поэтому надо избегать перебора клея. В таблице 17 даны нормы расхода материалов на 10 м 2 поверхности для выполнения отдельных операций один раз.

Заклейка проверяется следующим способом: подсушенный колер слегка трут ладонью. Если он не отмеливается или отмеливается весьма слабо, то краска заклеена правильно, а если от трения на ней появляются блестящие полосы, она лоснится, то нужно добавить воды.

Водные краски лучше заклеивать растительными клеями — крахмальным клейстером или клеем КМЦ.

Тогда поверхность получается более ровной и качественной.

К готовой краске нельзя добавлять сухие пигменты — они должны быть замоченными или замешанными на клею. Случается, что краска меняет цвет из-за оседания пигментов, причем чем более жидкой она является, тем вероятнее и быстрее произойдет оседание. Во избежание этого краски готовят в виде паст и хранят в незаклеенном виде. Непосредственно перед использованием их заклеивают и разводят до нужной вязкости.

Читать так же:
Вагонка.

Как приготовить сложный цветной колер? Сначала готовят обычный белый требуемой консистенции и две-три цветные пасты. В белый колер сначала добавляют пасту основного цвета и тщательно перемешивают. После этого небольшими порциями добавляют пасту другого, после нее — третьего цвета, систематически контролируя цвет. Получив ожидаемый цвет, колер заклеивают. Таблица 18 содержит нормы расхода материалов на 1 м 2 поверхности при составлении сложных цветных красок (массы материалов даны в граммах).

При повторной огрунтовке и шпатлевке расход материалов уменьшается в среднем на 30%.

Силикатные краски — это суспензии щелочестойких пигментов и наполнителей (обычно мела или краски марки А) и бората кальция (марки Б) в водном растворе жидкого стекла. Эти краски образуют атмосферостойкую прочную пленку, предназначены для окрашивания оштукатуренных, кирпичных, бетонных наружных поверхностей (реже внутренних), хорошо защищают древесину от возгорания.

 

Силикатные краски нельзя наносить на старые и грязные поверхности. Перед окрашиванием последние необходимо очистить от грязи, старой краски, тщательно промыть водой, устранить дефекты — тем же раствором, каким изготовлена штукатурка, или же цементным раствором по кирпичу и камню. Высушив отремонтированную поверхность, приступают к ее окраске. Огрунтовку следует выполнять тем же окрасочным составом, но более жидким.

Состав силикатных красок: смешать 1 кг сухой готовой краски и жидкого калиевого стекла до получения необходимой вязкости.

Приготовление: жидкое калиевое стекло разводят водой до удельной массы 1,14 г/см3 — для первого слоя и до 1,18 г/см3 — для второго и третьего, это стекло вливают в сухую краску, тщательно перемешивают, разбавляют водой до необходимой густоты и процеживают сквозь частое сито. Средний расход силикатной краски — 350 г/м 2 .

Цементные краски представляют собой смесь белого портландцемента со щелочестойкими пигментами и добавками извести, хлористого кальция, улучшающих качества краски: схватывание, эластичность, адгезию, водоотталкивающие свойства. Поскольку эти краски устойчивы к атмосферным факторам, их применяют для наружной окраски оштукатуренных, кирпичных, бетонных, каменных и иных поверхностей.

Водно-дисперсионные (водоэмульсионные) краски имеют большие преимущества по сравнению с клеевыми и другими красками и являются одними из наиболее популярных лакокрасочных материалов, соперничая с масляными красками. Поскольку их разводят водой, они не токсичны. Поверхности, окрашенные этими составами, дышат, их можно мыть.

Водно-дисперсионные краски состоят из мельчайших частичек пластмассы, взвешенных в воде. При испарении эти частички образуют очень прочную и эластичную пленку.

Раньше эти краски назывались эмульсионными и их маркировка начиналась с буквы Э (например, Э-ВА-17, Э-ВА-27 и т.д.)- Современное название — водно-дисперсионные, и соответственно маркируются они буквами БД: ВД-АК- 111, ВД-ВА-17 и т. д. В этом разделе для краткости мы будем слово водно-дисперсионные обозначать буквами ВД.

ВД-краски выпускаются для наружных и внутренних работ и для любых поверхностей. Они быстро сохнут, дают приятную матовую пленку, имеющую хорошие эксплуатационные свойства. Случайные капли этой краски легко удаляются тряпкой, а инструмент отмывается теплой водой. ВД-краски можно наносить на влажные поверхности, тогда как масляные — только на сухие.

Перед окраской надо очистить поверхности от пыли и прочих загрязнений; затем их шпатлюют и грунтуют. Окрашивают поверхности ВД-красками кистью, валиком или краскораспылителем. Перед нанесением краску хорошенько перемешивают и разбавляют водой.

Для подцветки красок можно использовать только специальные колерные пасты или гуашь. В эту краску нельзя вводить сухие пигменты и наполнители или смешивать с красками на другой основе. ВД-краски недопустимо наносить на поверхности, обработанные клеевыми, купоросными или квасцовыми грунтовками, поскольку через 2—3 часа такое покрытие отстанет от клеевой грунтовки, а на купоросной или квасцовой станет пятнистым. Перед нанесением ВД-краски клеевые набелы нужно тщательно очистить скребками и промыть поверхность 40%-ным содовым раствором. Окрашивание ВД-красками производится при температуре не ниже 5 «С.

Средний расход ВД-красок на 1 м 2 поверхности составляет 200-300 г (в два слоя). Первый слой сохнет в течение часа, после чего можно наносить второй.

У водно-дисперсионных составов имеются определенные недостатки: 1) низкая морозостойкость; 2) низкая (по сравнению с другими красками) вод о — и атмосферостойкость , из-за чего ими не следует окрашивать помещения с повышенной влажностью.

Читать так же:
Основные виды керамической плитки на нашем рынке

Шведский состав, применяемый для окраски наружных деревянных поверхностей, обладает повышенной прочностью, так как в нем содержится высыхающее масло или олифа. Шведская краска пригодна и для окраски оштукатуренных поверхностей. Без пигмента из-за присутствия медного купороса она имеет желтоватый цвет. Цвет краски можно изменить, добавив вместо сурика охру, мел с сажей либо перекись марганца. Шведской краской поверхности окрашивают без предварительной огрунтовки .

Состав шведской краски таков: 240 г олифы или растительного (льняного либо конопляного масла), 580 г ржаной муки, 260 г железного купороса, 260 г поваренной соли, 260 г железного сурика, примерно 4,5 л воды (количество воды, как и ранее, определяется ее массой, необходимой для доведения состава до рабочей густоты). Из муки и 3 л воды готовят клейстер, процеживают его сквозь частое сито и, не снимая огня, всыпают железный купорос и поваренную соль. Это месиво кипятят при постоянном помешивании до полного растворения кристаллов купороса. После этого всыпают сурик (или мумиё) и все перемешивают. В полученный раствор, все так же непрерывно помешивая, маленькими порциями вливают масло или олифу и получают однородную массу, которую надо разбавить до рабочей густоты.

Поскольку эта краска постепенно густеет, ее сразу по приготовлении надо пускать в дело. Расход шведской краски составляет 200—300 г/м 2 .

Масляные краски — это перетертые смеси пигментов, наполнителей и олиф. Они выпускаются густотертыми и готовыми к применению.

Густотертые краски отличаются от готовых консистенцией и представляют собой пасты. Перед применением их разводят до необходимой густоты олифой (натуральной или полунатуральной). Если краска перетерта на алкидных олифах (глифталевой или пентафталевой), то она называется алкидной. Впрочем, сейчас под алкиднымн часто понимаются и масляные, и алкидные краски.

Масляные и алкидные краски, готовые к применению, получают путем разбавления олифой густотертых красок с введением сиккатива и добавок (или без них). Готовые краски используют для отделочных работ, а также для окрашивания деревянных и металлических поверхностей.

Приведем примеры марок готовых к применению масляных и алкидных красок.

Белила цинковые: для наружных работ — МА-1К. (11Н),М А-15(15Н),ГФ-13(13Н),ПФ-И(14Н);для внутренних работ — МА-22 (22Н).

Эти краски представляют собой пастообразные вещества, состоящие из сухих цинковых белил с наполнителем, затертых на олифе или растительном масле с добавками (или без оных). Применяются для окрашивания по металлу, древесине и штукатурке внутри и снаружи помещений.

Белила литопонные для внутренних работ МА-21 (21Н), МА-25(25Н), МА-22 (22Н). Это пасты, состоящие из сухих литопонных белил или их смеси с наполнителем, затертых на олифе, с добавками или без них. Этими красками окрашивают различные внутренние поверхности, не подвергающиеся экстремальным температурным и химическим воздействиям.

Цветные краски для работ: наружных — МА-11, МА-16,ГФ-13,внутренних —М А-21 (22,15), КС-29(29 К).

Железный сурик, мумиё, охра для наружных работ — МА-11 (15), ГФ-13, ПФ-14.

В случае необходимости масляные и алкидные составы разбавляют олифой, скипидаром, уайт-спиритом — до 3%. Если ввести большое количество растворителя, то ухудшаются защитные свойства покрытия, повышается пористость, уменьшается блеск.

Белую масляную краску готовят из белил и олифы; цветные — путем смешивания двух-трех красок, затем доводят до рабочей густоты и процеживают. Цвет определяют по выкраске , наносимой на кусок картона, фанеры или жести, причем без сушки.

Правильно приготовленная масляная краска быстро растекается, растушевывается тонким слоем без непрокрашенных полос и следов кисти.

Окраску можно выполнять простую, улучшенную и высококачественную. Для каждого типа окраски и каждого вида поверхности расход используемых материалов будет свой. В двух следующих таблицах 19 и 20 приведен расход материалов на 10 м 2 поверхности для окрашивания при выполнении комплекса работ (шпатлевка, подмазка, проолифка , огрунтовка : таблица 19 — по дереву, таблица 20 — по штукатурке и для окраски металлической кровли).

В таблице 21 приведен расход материалов при выполнении отдельных операций окраски оштукатуренных и деревянных поверхностей.

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»